Мы перезвоним
в течение 15 минут

Подготовка к ОГЭ по русскому языку и литературе

 

Экзамен (ОГЭ) по русскому языку за курс основной общей школы (после 9 класса) является частью обязательного государственного экзамена  и включает в себя три блока: 

Подготовка к ОГЭЗадание 1. Изложение.

Обработка звучащего текста и его изложение в сжатом виде - первое экзаменационное задание, которое требует от учащегося в объёме не менее 70 слов передать основную мысль звучащего в аудиозаписи текста. Как правило, это задание представляет наибольшую трудность, так как предполагает наличие умения не столько быстро записать текст за диктором, что пытается сделать большинство школьников, сколько умение переработать услышанное, передав суть своими словами. Кроме того, направленность публицистического текста, звучащего на экзамене представляет собой поставленную автором определенную социальную или нравственную проблему, которую следует осмыслить так, чтобы в дальнейшем верно передать в изложении.

 

Методика, которую я использую на занятиях в нашем ЕГЭ-центре, помогает сосредоточиться на осмысленном восприятии звучащего текста и его передачи в сжатом виде. Работа в мини-группе помогает отработать важные навыки коммуникативного взаимодействия: так, обучающемуся может быть предложено задание составить для участника в паре смысловые вопросы по тексту или сформулировать проблемный вопрос, адресовав его своей группе для обсуждения. Составление и корректировка развёрнутого тезисного плана помогает усвоить общую структуру текста публицистического стиля, что существенно сказывается на качестве написания учеником сжатого изложения.

 
Узнайте цены на обучение и расписание занятий в мини-группе!

Курсы по  Русскому Языку

Курсы по  Литературе

 

Попробуем?

В качестве тренировки предлагаю Вам вариант публицистического текста в графическом и аудиоформате, к которому прилагается перечень заданий, помогающих осмыслить его для дальнейшего изложения. Помните, что текст изложения при проведении экзамена читается всего два раза.

 

.

 

Текст.

         Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.

        Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечни с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.

         Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.

(По В.И.Белову)

184 слова

 

Алгоритм написания сжатого изложения:

  1. После первого прослушивания составьте тезисный план текста, используя грамматические основы предложений.
  2. Сформулируйте проблему текста в виде вопроса и проверьте себя: ответом на Ваш вопрос должна быть основная мысль, высказанная автором в тексте.
  3. После второго прослушивания распространите предложения, обогатив их обособленными определениями и обстоятельствами, вводными словами и однородными членами предложения.
  4. Прочитайте окончательный вариант текста. Проверьте, чтобы в тексте отсутствовала информация субъективного характера (Ваше личное мнение по проблеме, пример из собственного опыта и т.д.)

  

2. Задания 2-14.

Тестовые задания и вопросы по ОГЭ, требующие краткого ответа

 

Тринадцать заданий второй части проверяют знания правил за курс основной школы по следующим правилам и разделам русского языка:

 

Раздел "Лексика":

Средства художественной выразительности. Тропы и фигуры речи. (Задание 3)

Синонимы. Употребление синонимов в русском языке. (Задание 6)

 

Раздел "Орфография":

Правописание приставок, оканчивающихся на гласные (Задание 4)

Правописание суффиксов отымённых прилагательных (Задание 5)

 

Раздел "Синтаксис":

Текст. Смысловое членение текста. (Задание 2)

Типы подчинительной связи в словосочетаниях. (Задание 7)

Грамматическая основа предложения. Типы грамматических основ. (Задания 8, 11)

Сложное предложение. Виды связи в сложном предложении. Сочинительная и подчинительная связь. Бессоюзная связь. (Задания 12, 14)

Типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении. (Задание 13)

 

Раздел "Пунктуация":

Обособленные члены предложения. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства. (Задание 9)

Вводные слова. Вводные конструкции. (Задание 10)

 

Для самостоятельной подготовки я рекомендую использовать материалы сайта федерального института педагогических исследований, который является аутентичным разработчиком КИМов для экзаменов за курс основной и средней школы. Открытый банк заданий по всем предметам Вы можете найти по ссылке.

 

С демоверсией варианта контрольных измерительных материалов по русскому языку на 2016 год Вы можете ознакомиться здесь.

 

Задание 3. Сочинение.

 

Задание 15 требует создания на основе предложенного текста собственный, содержащий ответ на вопрос или дающий объяснение предложенной мысли. Объём требуемого текста - не менее 70 слов.

         На выбор учащимся предлагается:

  • Написать сочинение-рассуждение, подтверждающее мысль, высказанную известным писателем/учёным, о богатстве и выразительности языка. Создание текста на подобную тему требует знаний построения текста-рассуждения, умения доказывать приведённое и собственное суждение, опираясь на аргументы данного текста.
  • Написать сочинение-рассуждение, раскрывающее смысл финала текста. Чаще всего приведённый в задании текст поднимает социальную или нравственную проблему, отношение к которой автор высказывает в финале. Отталкиваясь от финала, проще всего раскрыть суть проблемы, поднятой автором, и выразить собственное отношение к ней, опираясь на аргументы из текста. Обратите внимание на то, что в данном задании учащийся приводит два аргумента из прочитанного текста (с указанием номеров выбранных предложений)!
  • Написать сочинение-рассуждение, раскрывающее суть приведённого понятия ("Что такое ..."). От предыдущей данная тема отличается тем, что учащийся отталкивается не от финала исходного текста, а от собственного определения. Обратите внимание на то, что в данном задании учащийся приводит два аргумента: один из прочитанного текста, другой - из собственного опыта!

        

Подготовка к заданию 15 требует проработки основных социальных и нравственных проблем, поднимаемых авторами. Включённые в базу основного государственного экзамена (ОГЭ) задания представляют собой художественные и публицистические тексты российских писателей и общественных деятелей XX века, в том числе современных, затрагивающих в своём творчестве проблемы совести, чести, подвига, милосердия, добра, справедливости и др. Рассуждение на подобную тему требует от учащегося собственной нравственной позиции и понимания законов, по которым существует и развивается общество.

  

Для самостоятельной подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку и литературе я рекомендую использовать материалы сайта федерального института педагогических исследований, который является аутентичным разработчиком КИМов для экзаменов за курс основной и средней школы. Открытый банк заданий по всем предметам Вы можете найти по ссылке.

 

С демоверсией варианта контрольных измерительных материалов по русскому языку на 2016 год Вы можете ознакомиться здесь.

 

Объявляется набор в группы «Годовой курс»
Успей записаться в группу.
Учебные материалы предоставляются бесплатно!

ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ
или по телефонам: 8 (903) 261-28-30, 8 (906) 786-72-82