Мы перезвоним
в течение 15 минут

Простота обманчива

На первый взгляд, действительно, ничего сложного: предлагается небольшой текст научного стиля и пять вариантов предложений, в двух из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Ясно, что цель данного задания - проверить умение выпускников адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию сообщения, используя приёмы сжатия текста.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  1. Спар­тан­цы, на­се­ляв­шие юго-во­сточ­ную часть Пе­ло­пон­не­са — Ла­ко­нию, от­ли­ча­лись, по сви­де­тель­ству древ­них ав­то­ров, не толь­ко от­ва­гой и же­лез­ной дис­ци­пли­ной, но и осо­бой речью, ко­то­рая яв­ля­лась об­раз­цом чётко­сти и крат­ко­сти.
  2. Клас­си­че­ский при­мер такой речи при­ведён в ле­ген­де о пись­ме Фи­лип­па П, царя Ма­ке­до­нии, ко­то­рый на­пи­сал спар­тан­цам: «Когда я за­хва­чу Спар­ту силой, то бес­по­щад­но уни­что­жу всё на­се­ле­ние и сров­няю город с землёй», на что спар­тан­цы от­ве­ти­ли одним сло­вом: «Если».
  3. Крат­кость и точ­ность суж­де­ний спар­тан­цев так по­ра­зи­ли древ­них гре­ков, что Пла­тон ввёл в обо­рот сло­во­со­че­та­ние «ла­ко­ни­че­ская крат­кость», транс­фор­ми­ро­вав­ше­е­ся впо­след­ствии во всем из­вест­ное нам слово — ла­ко­нич­ность.
  • Сло­во­со­че­та­ние «ла­ко­ни­че­ская крат­кость», впо­след­ствии со­кра­тив­ше­е­ся до слова «ла­ко­нич­ность», было вве­де­но в обо­рот Пла­то­ном.
  • Слово «ла­ко­нич­ность» про­изо­шло от на­зва­ния юго-во­сточ­ной части Пе­ло­пон­не­са — Ла­ко­нии, где жили спар­тан­цы, ко­то­рые сла­ви­лись крат­кой и ясной речью.
  • В Древ­ней Гре­ции об­раз­цо­во про­стой и крат­кой речью, по сви­де­тель­ству древ­них ав­то­ров, от­ли­ча­лись спар­тан­цы, на­се­ляв­шие юго-во­сточ­ную часть Пе­ло­пон­не­са — Ла­ко­нию.
  • От на­зва­ния юго-во­сточ­ной части Пе­ло­пон­не­са — Ла­ко­нии, где жили сла­вив­ши­е­ся крат­кой и ясной речью спар­тан­цы, про­изо­шло слово «ла­ко­нич­ность».
  • Когда царь Ма­ке­до­нии Фи­липп II на­пи­сал спар­тан­цам: «Если я за­хва­чу Спар­ту силой, то бес­по­щад­но уни­что­жу всё на­се­ле­ние и срав­няю город с землёй», то по­лу­чил ответ, яв­ля­ю­щий­ся клас­си­че­ским при­ме­ром крат­ко­сти спар­тан­цев: «Если».

Но признаюсь откровенно: для меня, педагога с опытом и стажем работы, это наименее приятное задание в программе ЕГЭ по русскому языку. Во-первых, естественнонаучная тематика делает текст непростым для понимания, его нужно не раз перечитать, чтобы просто понять главную мысль. Во-вторых, я понимаю, что для того, чтобы справиться с заданием, необходимо изрядно попотеть:

  • провести логико-смысловой анализ исходного текста,
  • выделить ключевые слова в нём,
  • проследить причинно-следственные связи между частями,
  • выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста.

Теперь понимаете, насколько обманчиво это задание?

Наиболее частой ошибкой в его выполнении является то, что ученик путает главную информацию с частной мыслью текста. Читая предложенные варианты, школьник натыкается на знакомое слово, ему кажется, что раз эта мысль уже была в тексте, то она и есть главная. Но это далеко не так. Нужно обобщить все микротемы текста, только так будет передана ГЛАВНАЯ информация, не зря это слово выделено в самом задании. 

Вам станет намного легче выполнять первое задание, если вы будете знать, какие именно предложения в тексте максимально передают его суть. Для выполнения этого задания я предлагаю ученикам алгоритм, который позволяет безошибочно найти правильные ответы. Применяя этот алгоритм, вы научитесь вычленять главную мысль текста и находить предложения, которые её передают. На занятиях мы подробно обсуждаем алгоритм и его этапы, а также отрабатываем теорию на множестве примеров, аналогичных тем, которые будут на экзамене.

Узнавайте подробности и записывайтесь на наш интенсив, чтобы раз и навсегда научиться легко и безошибочно решать подобные задания.  

Объявляется набор в группы «Годовой курс»
Успей записаться в группу.
Учебные материалы предоставляются бесплатно!

ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ
или по телефонам: 8 (903) 261-28-30, 8 (906) 786-72-82